Tindremene (Тиндремины)

Тиндремины вошли в историю как завоеватели. До Слияния (Conflux) Тиндреминская империя держала под контролем самые крупные части мира, построив аванпосты в каждом уголке своего государства. И хотя эпоха величия давно минула, тиндремины по-прежнему считают себя самой величественной и развитой цивилизацией во всем мире.

Тиндреминское общество организовано согласно сложной системе каст, к которым относятся каждый мужчина и каждая женщина, рожденные или поселившиеся в империи. Большинство подданных относится к одной из плебейских каст (Plebian caste) – в основном это рабочие, ремесленники и т.д. Среди равных себе высшие касты считают истинными тиндреминами только тех, кто обладает чистой родословной. Считается, что эта кровь течет в жилах тиндреминов с момента отделения от Досидорианской (pre-Sidoian) цивилизации. Унаследовать эту родословную можно в случае, когда один из родителей относится к плебейской или более высокой касте. Также можно представить документы, подтверждающие происхождение.

Все приличные представители плебейской касты стараются дать своим детям возможность получать образование в течение года или дольше, часто нанимая для этого учителей. Именно благодаря этому в империи такой высокий уровень грамотности. Также большинство плебеев получают базовую воинскую подготовку, и некоторые поступают на военную службу, прежде чем снова вернуться в общество.

Те немногие пережившие Слияние летописи рассказывают о Тиндреминской империи удивительные вещи. Манера повествования в них неизменно величественна и высокопарна, вне зависимости от того, является ли писание хвалебным или нет. Репутация тиндреминов как колонизаторов, завоевателей или освободителей по-прежнему сильна во всех великих цивилизациях на известной части мира. В подтверждение этому стоит величественный Тиндрем (Tindrem) – крупнейший город нынешней эпохи. Много воды утекло со времен Слияния и, хотя Тиндрем пережил катастрофу с незначительными потерями, от некогда величественной империи остались только часть мудреной кастовой системы, некоторые технологии да тысячные армии.

Тиндреминские Провинции (Tindremic Provinces)

Коренные тиндремины все еще считают себя самой развитой цивилизацией в мире, ссылаясь на наследие мифической Досидорианской культуры и древний союз с хуэргарами (Húergar). И хотя Тиндрем могущественный город, он по-прежнему лишь то немногое, что осталось от великой империи. По своей сути Тиндрем – это котел, в котором сегодня бурлят всевозможные культуры. Даже относительно Мирленда трудно сказать, что он находится под управлением тиндреминов, ведь кроме них в степях обитают кхуриты (Khurites), на севере живут хуэргары, а на востоке обитают воинственные кланы орков. Тиндреминская империя до сих пор живет как имя и идеал в сознании и в сердцах своего народа. Несмотря на гордость, тиндремины все-таки осознали, что обозначать название империи на картах достаточно нелепо. Теперь западная часть Мирленда и различные колонии называются тиндреминскими провинциями, и их границы далеко не всегда постоянны. Помимо Тиндрема частью нации являются еще некоторые города и поселки в Мирленде, равно как и остров Исла Писка (island of Isla Piska), расположенный севернее города, а также горстка колоний по всему миру. Впрочем, контакт с ними происходит только от случая к случаю.

Тиндрем

Подавляющая часть ученых едина во мнении, что город был построен при поддержке союзных хуэргаров приблизительно тысячу лет назад. Анализ возраста строительной породы подтвердил, что город разрастался во все стороны, словно круги на воде. В центре города находится величественная крепость Аркс Приморис (Arx Primoris) с не менее величественными колоссами, традиционно она остается резиденцией императора. Сохранившаяся часть внутренней стены настолько же стара, как и сама крепость, тогда как акведук и внешняя стена были построены в этом же архитектурном стиле несколькими столетиями позже. Город разделен на несколько викасов (Vicas) или районов, каждый из которых управляется консулом (Consul). Не менее известной, чем крепость и колоссы, являются Клерус Магика (Clerus Magica), магическая академия, и великий маяк Фарос Максимус (Pharos Maximus). Гавань Тиндрема смотрит лицом на север, на Внутреннее море (the Inner Sea), и является самой значимой областью, где проходит торговля с другими континентами.


Из-за Слияния на Тиндрем обрушилась напасть, которую также называют Великим смывом (Great Washout). Название несколько спорное, и предположительно родилось в то время, когда зловонные кожевни и рыбные хозяйства в прямом смысле утонули в океане. Другая гипотеза предполагает, что название появилось, когда всевозможные изгои общества, ютившиеся в канализации, были к ужасу местных жителей смыты в океан при первом же наводнении.

Система каст

В старину истинными тиндреминами считались лишь чистокровные представители этой расы, что давало им право причислить себя к плебейской касте. Считается, что эта родословная образовалась в момент отделения тиндреминов от Досидорианской цивилизации. Унаследовать ее можно в случае, если один из родителей относится к плебейской или более высокой касте. Еще один вариант – предоставить для оценки документ, регистрирующий происхождение. И хотя во многом система была запущена со времен Слияния и последовавшего за ним смятения, многие среди аристократов и представителей касты магов все еще охотно ею пользуются.

Сегодня каста не обязательно наследуется – она может быть произвольно назначена различными влиятельными в обществе группами. То, что раньше было четкой системой, теперь выродилось в неразбериху из знаков и символов, где никто на самом деле уже не может отследить, что есть что. Знак определенной касты по-прежнему говорит внимательному наблюдателю многое о его владельце; он может рассказать о семье, общественном положении, о политическом влиянии и силе, профессии, имуществе и даже о сексуальных предпочтениях. Впрочем, большинство тиндреминов разбираются лишь в небольшом наборе кастовых знаков, относящихся, как правило, к живущим по соседству семьям или просто близких людях. Также им знакомы наиболее важные знаки, соответствующие высшим кастам. Свое неумение различать знаки стараются ничем не выдать внешне, поскольку это считается не только обязанностью, но и честью – выказать должную меру почтения представителю определенной касты. «Должная мера почтения» может выражаться как угодно – начиная от демонстрации презрения и заканчивая услужливым подхалимажем.

Основные касты

Согласно управляющим этой системой законам, кастовый знак должен размещаться в центре лба и быть четко виден (впрочем, в сельской местности или менее цивилизованном поселении это соблюдается редко). Для каждой основной касты существует свой узор, и с возрастанием значимости, этот узор становится все сложнее и затейливее. Помимо знака основной касты, который по закону должен быть всегда виден, существует целая масса дополнений, в зависимости от субкасты, семьи и профессии индивида. Обычно, основной знак касты делают в виде татуировки, тогда как дополнительные узоры периодически дорисовывают. Далее идет список крупнейших каст и их самые отличительные стороны.

Иитэ (Eeta) – Экскременты

По сути Иитэ даже не каста, а скорее общепринятое название тех, у кого нет никаких прав. Еще их называют безкастовыми (Casteless) или неприкасаемыми (Untouchables). Принадлежать к Иитэ означает пребывать в шаге от вечного изгнания из тиндреминских провинций. По большей части Иитэ состоит из осужденных преступников и изгоев, вроде местных полуорков, тяжелобольных, чумных, а также тех, кто страдает от физических или душевных расстройств. Все они рассматриваются как потенциальная угроза обществу, вне зависимости от того, есть ли для этого основания или нет. У некоторых представителей этой касты можно увидеть на лбу жуткое клеймо – знак, демонстрирующий их индивидуальную касту и исключающий возможность выдать себя за кого-то другого. Например, всем ворам из Виспеллио (Vispellio), Каначени (Canacheni) или Тезариа (Thesauria) (мародеры, грабители могил, карманники, взломщики и похитители драгоценностей) выжигают их опознавательные метку сразу же после вынесения приговора.

Живущие в городе Тиндрем Иитэ изгнаны в Вика Кадукус (Vica Caducus), Тонущий город, и им запрещено ступать на любую другую землю столицы.



Рабы (Slaves) – Ноги (The Feet)

Тех, кто к ним относится, не считают обычными гражданами, однако, эти касты варьируются в зависимости от их задач и личных прав рабов. Например, низшая каста серфов (Serfs) работают в имении своего хозяина за пищу и кров, но сами при этом лишены права иметь собственность. Виллены (Villeins) также работают за еду и кров, но уже могут иметь собственность. Гладиаторы (Gladiators) в свою очередь сражаются за деньги, чтобы получить возможность выкупить свою свободу.

Плебеи (Plebeians) – Тело (The Body)

Большая часть населения относится к плебеям или плебсу (Plebs) – самой крупной касте из основных. Даже гости империи расцениваются как плебеи, хотя по отношению к ним существует целая масса особых правил и постановлений. Каждый, кто относится к данной касте, считается свободным человеком и может владеть собственностью. Данное понятие включает в себя множество категорий – от недавно выкупленных рабов, Вольных (Freemen), до целой плеяды других субкаст, вроде куртизанок (Courtesans), наемников (Mercenaries), стражников (Guards), рабочих (Workers), рыбаков (Fishermen), ремесленников (Crafters), торговцев (Merchants) и мелких землевладельцев (Lesser Landowners). Каста плебеев не только имеет право, но и должна по закону при необходимости идти на службу в армию. Большая часть имперских гильдий также принадлежит данной касте и представлена членами аристократии в Трикапите (Tricapita).

Армия (Army) – Кулаки (The Fists)

По-настоящему к этой касте принадлежат лишь те, кто задействован в обороне города Тиндрем - мужчины и женщины, зачастую высокого звания. Регулярная стража и солдаты относятся к плебеям, и могут сменить свою касту только, если дослужатся до более высокого звания. К этой касте относятся стражники (Guards), офицеры (Officers), ликторы (Lictors), младшие сержанты (Specialists), боевые офицеры (Military Officers), знаменосцы (Aquilifers), командиры (Commanders), легаты (Legati) и генералы (Generals).

Маги (Theurgy) – Дух (The Spirit)

Данная каста состоит из людей, считающихся “компетентными и мудрыми индивидами, несущими империи пользу и процветание”. В нее входят члены “одобренных” судебных, научных, религиозных и магических школ. Как и везде, в данной касте присутствует строгая иерархия: чтецы (Readers), служители (Acolytes), иеродулы (Hierodules), ученые (Scholars), викарии (Vicars), юристы (Lawmen), маги (Mages), священники (Priests), архимандриты (Archimandrites), старейшины (Elders), а также верховные судьи (Arbiters), архимаги (Archmages), патриархи (Patriarchs) и матриархи (Matriarchs).

В данной касте постоянно проходят всевозможные дебаты и диспуты, на которых затрагивается широкий круг вопросов – от вопросов религии и науки до обсуждения субкаст, которые стоит включить в состав неспокойной касты магии, и стоит ли вообще это затевать. Однако дело редко доходит до открытых столкновений и войн, вероятно из-за философской природы данной касты. Впрочем, если дело все-таки перетекает в конфликт, то начинается теневая борьба с привлечением наемных агентов.

Чтобы с рождения оказаться в этой касте, необходимо чтобы один – а лучше сразу оба – родитель уже принадлежал к касте магов или другой высшей касте. Представители для Трикапиты также избираются из касты магов.

Аристократия (Nobilitas) – Сердце (The heart)

К аристократии или знати (Nobles) принадлежат те, кто связан кровными узами с императорской семьей, еще их называют патрициями (Patricians). К этой касте также принадлежит нобус (Nobus) – особы, допущенные в касту благодаря большому имуществу или «благородным делам», которые в эти дни строго не сформулированы и могут быть какими угодно. Жизнь аристократии в Тиндреме проходит в плетении интриг и погоне за престижем. Их главная цель – возвысить свою касту над другими, применяя в борьбе власть и интриги.

В касте аристократов за последние годы произошли определенные изменения в общественных правилах и традициях, приведшие к определенным разногласиям между «молодежью» и «старейшинами». Старшее поколение заботится о старом порядке вещей, и вспоминают времена, когда империя была в своем расцвете, тогда как молодежь пренебрегает прошлым и смотрит только в будущее. Среди молодежи интриги на иерархической лестнице сводятся к склокам за богатство, престиж и честолюбие, тогда как у старейшин во главе угла стоит почет, власть и возможность влиять на будущее империи.


Чтобы принадлежать к этой касте с самого рождения, нужно чтобы как минимум один родитель, а лучше оба, состоял в составе касты аристократов или высшей касте. Именно из этой касты избираются представители торговых и общественных гильдий для Трикапиты.

Трикапита – Трехглавая (Tricapita – The Three-Head)

Трикапита – это правящая каста, ее представители имеют самый высокий ранг, и состоит она из императора и двух его эфоров (Ephors) из касты магов и аристократии. Пост императора может занимать как мужчина, так и женщина. Этот титул может быть, как унаследован, так и получен в результате голосования, правила котoрого туманны и сокрыты от низших классов. Также в Трикапиту входят главнокомандующие касты армии (Преторы – Praetors), священники, мудрецы и маги, утвержденные правительством (Фламинами – Flamines), некоторое количество консулов и казначеев (Quaestors), а также преторианская стража императора. Кроме императора и его ближайшей родни, никто не может принадлежать к этой касте сразу при рождении. Вместо этого, титулы назначаются представителям каст магии и аристократии.

Правительство, религия и мораль

Как утверждается в исторических документах, Тиндреминская империя так или иначе всегда управлялась Трикапитой. Ее название говорит само за себя – Трикапита состоит из трех глав или капит (Capitas): императора, представителя касты магов и представителя от аристократии. Большая часть армии находится в непосредственном подчинении императора, тогда как влиятельные члены двух оставшихся капит имеют право управлять своими личными легионами.

Во времена старой империи, еще до Слияния, правящая Трикапита поддерживала дисциплину и осуществляла руководство силами духовной и физической власти, действующих в рамках четкой иерархической системы. Согласно многим исследователям, именно этот принцип лег в фундамент крупной и процветающей империи. Сегодня Трикапита – лишь тень своего прошлого, и хотя невозможно отрицать тот факт, что это верховный правящий орган, способ, которым обретается власть, существенно отличается от использованного в былые времена. Трудно сказать – скорее даже невозможно – стал ли упадок кастовой системы причиной роста коррупции в правящей касте или наоборот. Некоторая часть богословов утверждает, что до Слияния в кастовой системе присутствовала даже некая божественность, но так как система была забыта, то вместе с ней зачахло и ее наследие.

Очевидным остается тот факт, что от прежней армии с ее легионами остался лишь крохотный осколок. Правительство, поначалу поддерживавшее религию и ее представителей, теперь оказались перед лицом новых богов и божеств, славящих независимость, выгоду и личное счастье. Помимо этого было построено множество новых храмов, дабы последователи смогли выразить свое почтение тем, кто бросает правительству вызов. За исключением некоторых фестивалей и гладиаторских боев, император редко показывается на публике, и есть люди, которые считают, что император и его предшественники уже давно не более чем марионетки в руках элиты.

Общественная мораль

Былое величие, гордыня и упадок кастовой системы в совокупности породили в Тиндреме новую систему нравственных ценностей. Настоящий тиндремин, вне зависимости от его касты, живет по принципу «кто сильный, тот и прав» и «что добыл, то мое», проповедуя то, что другим кажется чистой воды мошенничеством. Эти принципы проявляются не только в торговых сделках, но и в дискуссиях и борьбе за власть. Необходимо всегда быть готовым к удару в спину не только в переносном смысле, но и в самом что ни на есть прямом. Посетители, оказавшиеся в Тиндреме впервые, зачастую бывают шокированы «отсутствием всяких принципов» среди местного населения. Тиндремины же в свою очередь легко обманывают простофиль, и недоумевают, когда те устраивают сцены или зовут стражу. “Иноземец мало того, что несведущ в переговорах, так у него еще и хватает ума это показывать”, – сказал бы тиндремин.


Утвердившееся после Слияния мировоззрение было в полной мере описано признанным и уважаемым философом Ливаи Чамом (Levai Cham):

Любой человек должен всегда выглядеть так, будто обладает добродетелями, даже если у него их фактически нет. Второе на самом деле даже предпочтительней, ведь такой человек не скован узами морали; разум, не испытывающий давления добродетелей, способен пережить любые перемены. Плетущий интриги в голове, он должен быть внешне милосердным, верным, честным, гуманным и религиозным.

Путь лисы, Ливаи Чам, Majus Philosophicus

Закон

Закон, существовавший до Слияния, претерпел революционные изменения. В период мятежей, Трикапита приказала опубликовать законы также для всех каст, стоящих ниже касты магов. Это произошло как результат тюремного заключения одного влиятельного плебея, впоследствии развернувшего целую компанию с лозунгом дать возможность гражданам изучить законы, чтобы они не удивлялись в случае ареста. В последовавших за восстанием переговорах Трикапита согласилась опубликовать законы, но с условием, что некоторые касты все же будут он них освобождены. В ходе данного соглашения был создан Lexus Tredecim Tabula (Закон Тринадцати Табличек), или как его обычно называют – «Золотая середина» (The Golden Means). Во время великой церемонии законы были вложены в руки величественной статуи на центральной площади (Forum Iudico) так, чтобы любой грамотный гражданин мог прочитать и запомнить законы. В зависимости от касты провинившегося, закон предусматривал различные меры наказания (впрочем, как было упомянуто ранее, некоторые были по-прежнему от этого освобождены). Тем не менее, закон признавал право каждого гражданина на справедливый суд.

Была ли «Золотая середина» буквально сделана из золота или другого материала, вроде камня или гипса, - вопрос все еще актуальный, поскольку Великий смыв предал забвению как законы, так и статую их державшую. Невзирая на это, законы все еще применяются на территории тиндреминских провинций. Отчасти основная проблема заключается в том, что с последней публикации законы никогда не издавались полностью, а отчасти в том, что со временем возникла масса исключений и различных толкований законов для новых каст. В результаты суды превратились в фарс, где взятки в виде денег, товаров или влияния стали нормой. Факт коррупции трудно предать огласке, поскольку суды зачастую вершатся за закрытыми дверями. Суды и публичные наказания, проходящие на центральной площади Тиндрема (Forum Tindrem), вероятно проводят не больше, чем в назидание простым гражданам.

Приезжим в Тиндреме следует опасаться ликторов, и в частности их особого положения в правовой системе. Членов Трикапиты всегда сопровождает один или несколько ликторов, но еще они могут быть временно приставлены для охраны определенных граждан, как правило, из высших каст. Ликтор имеет право защищать своего господина в любой ситуации и с применением силы, и в рамках защиты может даже убить, если увидит настоящую или мнимую угрозу.

Магия и наука

В Vica Levita, на продуваемом всеми ветрами пьедестале высится Clerus Magica – одна из крупнейших магических академий мира. Жаждущие магии паломники и маги приходят сюда из всех уголков мира, чтобы постигать и исследовать лишь некоторые стороны обширного мира магии. Эта академия к тому же обладает одной уникальной чертой – здесь разрешены все школы магии, причем каждая со своим ведомством, до тех пор, пока их члены воздерживаются от проведения в стенах Тиндрема ритуалов демонической или некромантской природы. К слову, говоря об этих ритуалах, часто упоминают расположенный по соседству остров Исла Писка (Isla Piska). Исторически сложилось, что главные школы магии представлены в Трикапите фламинами.

Когда Vica Iudico ушел под воду, вместе с ним пропала и академия Athenaeum Regalis – весьма почитаемая академия, где хранилось одно из самых крупных собраний книг и манускриптов. То, что удалось спасти, разделили между Clerus Magica и бывшей ратушей на городской площади, служившей одновременно и судом, и библиотекой. Среди спасенных предметов также было одно весьма интересное приспособление – Armillogion. Устройство, происхождение которого покрыто тайной, представляет собой нечто вроде древней модели солнечной системы. Согласно легенде именно с его помощью старая империя и добилась своего процветания, получив возможность предсказывать будущее. К сожалению, никто так и не разобрался в механизме работы сего устройства, и однажды остановившись из-за наводнения, оно просто пылится на новом месте в академии Clerus Magica.


Богатое собрание манускриптов привлекает гостей со всего мира и, будучи предметом гордости для жителей Тиндрема, часто становится поводом для хвастовства. Не смотря на это, знание само по себе уже не ценится кастой аристократов так, как это было до Слияния.

Разумеется, это не может не сказываться на касте магов, которые получают все меньше средств на постройку новых академий, написание манускриптов и проведение исследований. Получаемых денег хватает лишь на поддержание уже существующих учреждений. Впрочем, традиция предоставлять своим детям как минимум годовое обучение осталась, и ее чтут все приличные представители плебейской касты, нередко нанимая учителей. Благодаря этому в империи высокий уровень грамотности.

Культура

Тиндрем – город праздников, пиршеств и гладиаторских боев. Для разношерстной популяции культурные празднования проводятся не реже, чем фестивали, а молодые аристократы уже из спортивного интереса выискивают новые обряды и мероприятия и пытаются поднять их до официального уровня. О происхождении церемоний нынче задумываются редко. Большая их часть давно забыта, а в худшем случае просто подогнана под новую интерпретацию старых традиций. Иными словами сейчас никого не удивляет, когда на Пиршестве черного омара (the Black Lobster Feast) едят жареные колосья (spica), а в превосходной оратории северян «Ледяные осколки Скади» (Ice Shards of Skadi) «Северное море» (“North Sea”) заменили «Внутренним» (“Inner Sea”). Хотя сейчас уже никто и не вспомнит, когда во Внутреннем море последний раз видели лед.


Среди важнейших праздников числятся Фестиваль имперского гладиатора, длящийся около 30 дней, и Лотерея Каэраса (the Raffle of Caerus) – ежегодное мероприятие, проводящееся в честь бога фортуны. В ходе лотереи из урны случайным образом вытаскивают имя какого-либо представителя аристократии, что означает возможность легально разграбить его дом и имущество. Затем из имения изгоняется семейство, а участники торжества продолжают веселиться. Фестиваль призван показать, насколько изменчивой бывает благосклонность бога фортуны. Впрочем, как и везде в Тиндреме, политическая игра здесь далеко не на последнем месте, ведь правильные связи могут помочь в том, чтобы вашего имени просто не оказалось в урне.

Тиндреминская одежда

На протяжении всего года климат в Тиндреме мягкий – в летние месяцы температура высокая, а по-настоящему холодная зима бывает исключительно редко. Соответственно, жители города одеты достаточно легко. Стандартной для лета одеждой является тога без рукавов; женский аналог тоги – стола, ее носят с открытыми сандалиями. Зимой носят брюки (bracae) и тунику с длинным рукавом, сандалии на носок и паллу (palla) – дополнительную накидку, скрепляемую брошью.

Одежда – важный показатель статуса, как для женщин, так и для мужчин. Зачастую она определенным образом раскрашена и декорирована всевозможными лентами и аксессуарами. Нередко женщины подчеркивают грудь, надевая корсет или strophion (бюстгальтер), или же обнажают одну грудь, несимметрично завязывая свою столу. Чаще всего одежду шьют из покрашенного хлопка, на втором месте по популярности – всевозможные виды шелка. Зимой одежду украшают редкими и экзотическими мехами. Молодежь из касты аристократов исповедует правило – чем непрактичней наряд, тем большим статусом обладает его хозяин. Так они демонстрируют, что им совершенно чужд физический труд. Хорошим примером этого служит тога, сделанная из чрезвычайно тонкого и хрупкого материала – сардукаанского папируса (Sarducaan Papyrus). Это одеяние считается наиболее утонченным, поскольку владелец едва может повернуть голову, не испортив наряд. Людям, носящим такую одежду, практически не остается выбора, кроме как перемещаться в паланкине.


ОБСУДИТЬ